До вас не дозвонятся: зачем в России ограничивают интернет-телефонию
Ограничение лицензирования услуги по переводу звонков из интернета на обычные телефоны не угрожает простым пользователям, считают опрошенные «Известиями» эксперты. Насколько эффективна и своевременна такая мера — вопрос неоднозначный: мобильные мошенники в последнее время преследуют жертв не телефонными вызовами, а в мессенджерах, указывают они. В разъяснении нуждаются правила использования легальными бизнес-структурами офисной интернет-телефонии, полагают специалисты.
Угрожает ли запрет на звонки из интернета простым пользователям
Прекращение выдачи лицензий на «приземление» звонков из интернета на обычные телефонные номера вряд ли как-то затронет обычных абонентов. Об этом говорят опрошенные «Известиями» эксперты.
В результате инициатив государства по борьбе с мошенничеством большинство компаний, занимавшихся интернет-телефонией (IP-телефонии), прекратили или свели свою деятельность к минимуму, отметил директор Института исследований интернета Карен Казарян. Правда, помогут ли такие меры в борьбе с телефонным мошенничеством вопрос, ведь злоумышленники не получают никаких лицензий, добавил он.
28 декабря правительство опубликовало поправки в перечень лицензий на оказание услуг связи для ограничения телефонного мошенничества. Из него исключили лицензию на передачу интернет-данных с наложением голосовой информации: она давала возможность с помощью интернета выходить на связь с человеком, использующим стационарную телефонную или мобильную сети связи.
«Решение никак не скажется на обычных пользователях телефонной связи. Люди, которые пользуются голосовой связью в мессенджерах, используют специальные программы, обеспечивающие общение через интернет, без выхода на сеть стационарной и мобильной телефонной связи», — отмечено в сообщении правительства.
С тем, что простых пользователей, которые звонят и принимают вызовы в интернете с помощью мессенджеров, инициатива не коснется, считает и директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров Владимир Зыков. Правда и задачи по борьбе с телефонным мошенничеством эта мера не решит, потому что необходим целый комплекс мер. В частности, необходимо активизировать борьбу с использованием подменных номеров, считает он.
— Отраслевое сообщество обсуждает вопрос о внедрении ...ога электронной цифровой подписи для телефонных номеров — такая практика уже существует, например, в Канаде. Сейчас при звонке с незнакомого номера для адресата вызова совершенно неочевидно, кто его собеседник. «Цифровая подпись» помогла бы решить эту проблему, — полагает эксперт.Новости СМИ2
В конце 2024 года проблема со звонками злоумышленников обострилась: они стали не только обворовывать россиян, но и подстрекать их к поджогам и другим противоправным действиям.
— Нет задачи запретить всю IP-телефонию. Эта технология активно используется операторами для обычных звонков с телефона на телефон. Отмена лицензии предполагает дальнейший запрет на звонки с интернет устройств на телефоны в обход узлов связи, чем пользуются мошенники, — отметил гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. — Но хочется разъяснений по поводу того, коснется ли инициатива легальных операторов. Также открытый вопрос звонков между программными телефонами.
Услуги связи с использованием IP-телефонии не запрещаются и будут продолжать оказываться, объяснило Минцифры в своем Telegram-канале. Для этого необходима лицензия на оказание услуг телефонной связи. Для большинства добросовестных операторов ничего не изменится, так как они уже имеют такую лицензию, указывает ведомство.
«Документ запрещает использовать определенный тип лицензии для звонков через интернет, которые могут "выдавать себя" за обычные звонки с городского или мобильного телефона», — говорится в его сообщении. В нем подчеркнуто: изменения не затронут простых граждан, пользующихся голосовой связью в мессенджерах, так как общение в таком случае происходит без выхода на сеть стационарной и мобильной телефонной связи.
— «Ростелеком» соблюдает требования действующего законодательства. Законодательная инициатива никак не влияет на предоставление услуги «Виртуальной АТС "Ростелекома"», поскольку не нарушает условия действующей лицензии. Компания учтет все необходимые требования при получении новой лицензии, — отметили в пресс-службе оператора.
«Вымпелком» поддерживает инициативы, направленные на борьбу со спамом и мошенничеством, отметили в пресс-службе оператора.
— Это крайне важно в контексте обеспечения безопасности наших клиентов. В «Билайне» мы уже успешно используем технологии, позволяющие отличать мошеннические звонки и спам-обзвоны благодаря нашей антифрод-системе, — утверждают в компании.
Предлагаемая правительством мера наряду с другими инициативами призвана помочь в борьбе с мошенничеством, отметили в МТС.
Поможет ли инициатива государства в борьбе с мошенниками
«Известия» направили запрос в ЦБ и крупнейшие банки о том, как там оценивают эффективность запрета на IP-телефонию для борьбы с мошенническими call-центрами.
По наиболее актуальным данным Центробанка, всего за III квартал 2024-го мошенники совершили 350 тыс. операций без согласия клиентов, а сумма хищений составила 9,3 млрд рублей. Это вдвое больше, чем в среднем за предыдущий год — то есть несмотря на все меры властей объем краж увеличивается. При этом доля возмещенных жертвам средств невелика — почти 12%.
В последние же месяцы, особенно в дни перед Новым годом, начал активно развиваться новый тренд — после того, как человек потерял деньги, злоумышленники вынуждают его совершать противоправные действия (например, под предлогом возврата украденного). Например, поджигать банкоматы, банковские офисы, отделения почты и административные здания. 26 декабря в МВД заявили, что задержали 44 подозреваемых в таких нарушениях закона.
Правительство и ранее принимало меры для борьбы с мошенническими call-центрами. Например, раньше злоумышленники массово атаковали россиян, звоня из-за границы с помощью подмены номера (они подставляли телефон ведомств или банков, что повышало доверие). Однако благодаря поправкам в закон о связи, поступающий из-за рубежа, трафик контролируется, поэтому проблема звонков с подменой номера из-за границы в основном решена, говорил летом в интервью «Известиям» зампред Сбера Станислав Кузнецов.
— Но возникают другие способы организации атак. 81% всех мошеннических звонков совершается через мессенджеры и облачные АТС. Также для обмана злоумышленники массово покупают электронные SIM-карты — eSIM. Это стало новым трендом, позволяющим массово обзванивать наших граждан. Также они используют специальные устройства — SIM-боксы, с помощью которых можно одновременно обзванивать сотни и тысячи номеров, — уточнил он.
ЦБ также уже несколько лет вводит меры по борьбе с мошенниками. В частности, с июля 2024-го заработал обязательный период охлаждения для подозрительных операций. Банк обязан приостановить перевод на два дня, если он адресован клиенту, счет которого находится в специальной базе регулятора. Если кредитная организация этого не сделает, а потом человек пожалуется на кражу, то ему должны будут возместить деньги. В дальнейшем ...огичную меру планируется распространить на выдачу кредитов.
Речь идет не о запрете IP-телефонии, а ограничении лицензирования, уточняет гендиректор компании Phishman Алексей Горелкин. Это нужно, чтобы злоумышленникам сложнее было создавать и использовать компании связи и через них звонить из-за рубежа на мобильные и стационарные телефоны, указывает он.
Эксперт уверен, что уже выданные лицензии не собираются аннулировать. По его мнению, документ не только усложняет жизнь мошенникам, но и упрощает их поимку, а также является еще одним шагом для суверенитета российского интернета.
Уже год, как большинство звонков мошенников идет через мессенджеры, отметил в своем Telegram-канале руководитель департамента расследований T.Hunter Игорь Бедеров. Их ограничивать не планируется. Для подмены телефонных вызовов используется не маскировка (как при интернет-телефонии, VoIP), а SIM-банки.
— Последние физически находятся в России... как и фирмы-прокладки, эквайринги, дропы. Не стоит ли побороться с извлечением мошенниками денег, вместо того, чтобы номинативно закреплять запрет на то, чего и так уже нет? — задается вопросом эксперт.
Запретить можно, но эта мера не будет иметь существенного влияния, так как технология уже устаревшая, считает директор департамента кибербезопасности Абсолют Банка Руслан Ложкин.
— Сегодня организации не используют IP-телефонию, а вместо этого инкапсулируют трафик в любой протокол и приложение. Существуют и другие способы маскирования трафика. Вероятно, с запретом IP-телефонии мошенники перейдут просто на другие технологии, — полагает он.
Корпоративные клиенты в России предпочитают использовать IP-телефонию, потому что этот способ дешевле и выгоднее, чем традиционные способы, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. В итоге бизнесу сейчас придется менять алгоритм подхода, увеличивать объемы трафика для традиционной телефонии, уходить от привычных удобных схем под эгидой борьбы с мошенничеством, рассуждает он. Но рынок в любом случае справится с этим вызовом, резюмировал эксперт.