С Днем российской печати


С Днем российской печати


А у нас сегодня профессиональный праздник. 

Почти триста лет назад, в 1728 году, Академия наук подхватила петровскую инициативу по иданию военных памятных записок и учредила первую в империи газету «Санкт-Петербургские ведомости». Вот она, кстати, по «герцога голштинскаго», «галандского куриера» и «аглинского посланника»… Забавно, что уже тогда главными сотрудниками СМИ были переводчики, которые забирали инфоповоды с зарубежных лент и переводили на русский.

Ну а само слово «газета» появилось в русском лексиконе на год позже – в 1729 году. В тех же «Санкт-Петербургских ведомостях» было опубликовано разъяснение, что так называется мелкая монета, за которую в Венеции можно было купить рукописные листки с местными важными известиями. 

*****************************************
Впрочем, хватит об истории. Сегодня мы живем в эпоху не менее интересную. Каналы распространения новостей драматически меняются. Кажется, еще не так давно почтальон Печкин ругался, что «главное украшение стола – это телевизор, а у вас он паутину показывает». А вот уже сейчас мы видим, как гаджеты победили и забороли ТВ. Только вчера было опубликовано исследование, что пользователи проводят в смартфоне в среднем 4 часа 10 минут в сутки, а у телевизора – 3 часа 30 минут.  

На других фронтах тоже перемены. Бесплатный и доступный интернет душит газеты. А официальные медиа, повязанные профессиональными обязательствами и цензурой (в тч. самоцензурой), уступают позиции соцсетям и телеграм-каналам, которые берут разнообразием мнений, оперативностью и изобилием, но грешат безответственностью, а порой и откровенным фейк-творчеством.



Еще один симптом – примат заголовка над содержанием. Как та гоголевская птица, которая не долетает до середины Днепра, редко какой современный читатель осилит целиком качественный лонгрид. Новости превращаются в фаст-фуд, где легче за пару минут пробросить жести в заголовке, чем тратить дни на розыски фактуры и жечь нервы созвонами с экспертным сообществом.

Аудитория просто устала. И пишущая братия – тоже. Отсюда: звенящее недоверие позитивным новостям, перманентная ненависть в комментариях. Отсюда – усталость сопереживать и откровенный цинизм. Отсюда – короткие новости "ни о чем" с громкими заголовками, когда видно, что даже сам автор не разобрался в теме.

Профессиональный праздник – не только повод порадоваться очередной годовщине отрасли и поздравить коллег. Это еще и повод оглянуться и задуматься, куда мы движемся дальше? Хочется верить, что завтра будет лучше. Не переключайтесь. Скоро узнаем. 

И да, с праздником, коллеги!

Поделиться с другом

Комментарии 0/0